Как развивается электротранспорт в Китае
В 2023 году на КНР пришлось 60% от мировых продаж электромобилей. Страна уверенно двигается в сторону зеленого будущего. Здесь есть все, чтобы это движение не останавливалось.
Китай разрабатывает технологии для снижения выбросов, активно решает вопрос утилизации и переработки батарей. В стране электрифицирован весь общественный транспорт, а для владельцев личных авто на электродвигателе действуют особые привилегии.
Цены на электромобили начинаются от 10 000 долларов, но государственные субсидии позволяют сэкономить. В Китае покупатели электрокаров получают налоговые вычеты, могут рассчитывать на бесплатную регистрацию и возможность не участвовать в лотерее на номера. В КНР номерные знаки разыгрывают в специальной лотерее, в которой количество участников превышает выделенные квоты. Поэтому владельцам авто с ДВС приходится ждать табличку несколько недель, а то и месяцев.
Один из ключевых факторов успеха электротранспорта в Китае — это развитая инфраструктура. В стране есть сотни тысяч зарядных станций, на многих можно зарядить электрокар всего за полчаса. Есть вариант получить заряд быстрее — заехать на станцию быстрой замены батареи. Процесс занимает не больше 3 минут: водитель на авто заезжает в бокс, автоматизированная система заменяет старую батарею на полностью заряженную. Даже из машины выходить не нужно.
На дорогах Китая уже более 10 млн электромобилей. Причем страна лидирует не только по количеству проданных автомобилей, но и по их разнообразию. Местные производители выпускают электротранспорт на любой вкус и кошелек — от бюджетных городских машин до премиальных моделей.
Как в РФ поддерживают тех, кто переходит на зеленый транспорт
По данным Минэкономразвития количество электрических автомобилей в России с 2021 года увеличилась в три раза. Сейчас в РФ насчитывается более 50 000 электрокаров. За неполный 2024 год продано больше 5 000 машин с электродвигателем. Эксперты связывают рост их популярности с несколькими факторами, в том числе с появлением на авторынке большого количества китайских машин и экономией владения.
В России, как и в Китае, действуют меры поддержки для владельцев электрокаров:
- отсутствие транспортного налога;
- бесплатные парковки в Москве;
- бесплатный проезд по платным трассам M4, M11, M12.
Покупатели электрокаров от российских производителей могут взять их в кредит или лизинг с субсидированием — государство оплатит до 925 000 рублей от стоимости автомобиля. Эта мера призвана уравнять цены на авто с бензиновым и электрическим двигателем.
Чем отличаются авто на ДВС и электродвигателе
Одно из главных отличий электромобилей от авто с двигателями внутреннего сгорания — это мгновенная отдача мощности. Электродвигатели моментально реагируют на нажатие педали, обеспечивая быстрое и в то же время плавное ускорение. Это позволяет ощущать полный контроль над автомобилем. Никаких провалов мощности или задержек, характерных для бензиновых двигателей — электрокар моментально подстраивается под действия водителя.
Еще одно преимущество электромобилей — их низкий центр тяжести. Батареи, расположенные внизу кузова, делают автомобиль более устойчивым. Это особенно важно при маневрировании
Кроме того, электромобили отличаются тихой работой. Отсутствие вибраций и шума создает ощущение абсолютного комфорта, особенно на высоких скоростях. Это по-настоящему новая культура вождения, где можно сосредоточиться на дороге, не отвлекаясь на лишние звуки.
И последний приятный бонус — низкая стоимость обслуживания. Да, электромобили зачастую обходятся дороже бензиновых при покупке. Зато владеть ими не так дорого.
Что тебе нужно? Поменять фильтр, поменять масло в редукторе, колодки. Все. Тебе не нужно обслуживать электромобиль.
Кирилл Warpathавтоблогер
Аккумуляторы в электрокарах не нуждаются в ТО на протяжении всего гарантийного срока — 6–8 лет. В этот период они сохраняют большую часть первоначальной емкости. С электродвигателями проблемы возникают редко, так как единственная движущаяся часть в них — ротор, который вращается в магнитном поле. Тут нет быстроизнашивающихся хрупких деталей и ремня, который надо периодически менять на машинах с ДВС.
Еще одна существенная статья экономии — топливо. Километр пробега на электрокаре при «домашней» зарядке в среднем стоит от 50 копеек до рубля. Цена зависит от стоимости электроэнергии в регионе. Например, полная зарядка батареи на 100 кВт в Иркутске обойдется всего в 70 рублей, так как стоимость кВт/час в регионе — 70 копеек. В регионах со ценой кВт/часа 3,5 рубля зарядка аккумулятора до 100% будет стоить 350 рублей.
Стоимость зарядки авто на коммерческих станциях тоже зависит от города, так как в регионах цены на 1 кВт разнятся от 5 до 25 рублей на медленной инфраструктуре и от 12 до 18 — на быстрой.
Я с Сибири проехал до Москвы и обратно. Я записал, сколько денег я потратил — 15 000 рублей за 4 200 км.
Кирилл Warpathавтоблогер
Узнайте стоимость полиса каско для вашего автомобиля
Узнайте стоимость полиса каско для вашего автомобиля
Как обстоят дела с зарядными станциями в России
По разным оценкам в России работает 9 000—11 000 зарядных станций в публичном доступе. Это хороший показатель, учитывая количество электромобилей в РФ, он даже превышает среднеевропейский. В Европе одна зарядка приходится на 10 автомобилей, в России — на 5–6 машин.
Лидеры по количеству зарядок для электрокаров:
1. Московская область
2. Москва
3. Краснодарский край
4. Санкт-Петербург
На все остальные регионы приходится меньше 60% станций, но их количество увеличивается, хоть и не так быстро, как хотелось бы.
Проблемы с зарядной инфраструктурой связаны с высокой стоимостью ее строительства. Нельзя просто так взять и поставить зарядки для электрокаров на каждую АЗС. К классическим бензиновым заправкам подведены линии мощностью от 20 до 60 кВт. Для электротранспорта этого недостаточно, для зарядки легковых электромобилей нужна мощность от 150 кВт, для коммерческого электротранспорта — 1 МВт.
Сейчас при реконструкции и строительстве АЗС в проекты закладывают увеличенную мощность линий, а государство субсидирует их присоединение. Также разрабатывается механизм перераспределения энергии с крупных предприятий, которые потребляют большое количество энергии днем и простаивают ночью, но до его реализации пока не дошло.
В малых городах зачастую нет большой потребности в инфраструктуре. В них развито частное домостроение, а владельцы своих домов могут без проблем заряжать автомобиль во дворе или гараже.
Сделать свою зарядную станцию в частном доме можно самостоятельно, никаких согласований не нужно. В старом многоквартирном доме сложность установки зависит от управляющей компании. Иногда владельцам электромобилей выделяют линию, разрешают поставить счетчик, автомат, установить зарядку и просто платить по отдельной квитанции. Некоторые УК не хотят помогать, поэтому приходится идти в сетевую компанию, заключать договор и получать разрешение.
В новостройках все проще. Большинство современных застройщиков уже при проектировании закладывают большой объем зарядных станций на парковке. Поэтому после сдачи дома и покупки парковочного места остается только поставить там свою зарядную станцию.
Насколько безопасен электротранспорт
Машины с электродвигателем быстрее разгоняются, но при этом они сохраняют стабильность и управляемость даже на высоких скоростях. Под управлением опытного и аккуратного автовладельца электрокары так же безопасны, как и автомобили с ДВС.
Я считаю, что молодым пацанам не стоит давать супербыстрые тачки. Опыт очень сильно решает. Неважно, ДВС или электро, нужен опыт.
Кирилл Warpathавтоблогер
Некоторые потенциальные покупатели электромобилей опасаются, что батарея может загореться. Это происшествие можно предупредить. Использование только качественных зарядных устройств, которые сертифицированы в РФ, снижает риски до минимума. Требуйте при покупке сертификат качества, а не просто декларацию, которую недобросовестные продавцы покупают за 10 000 рублей. Сертификат подтверждает, что зарядная станция прошла все проверки безопасности. И выбирайте модели, имеющие максимум систем защиты: от перегрузки по току, перенапряжения и других неполадок.
Автомобиль тоже желательно брать сертифицированный — от официального дилера. При покупке такого автомобиля вы получаете гарантию, сервис и уверенность в том, что машина прошла все проверки безопасности.
Китайские автомобили приспособлены к русской зиме?
У российских автомобилистов есть опасения, что авто может не завестись на морозе или проехать совсем мало из-за быстрого разряда батареи.
Неправда, что китайские автомобили хуже переносят российские зимы. Они ничем не хуже и не лучше, чем европейские. Существуют нормативы, по которым их создают.
Кирилл Warpathавтоблогер
Во всех современных китайских авто есть система нагрева контура батареи. Она поддерживает оптимальную температуру аккумулятора даже зимой. Морозы действительно влияют на дальность хода, но не потому, что аккумулятор быстрее садится из-за холода. Ресурс батареи расходуется преимущественно на обогрев салона. Из-за этого при температуре -20 ℃ запас хода от одной зарядки сокращается примерно на 30%.
Холода не влияют на общий срок службы аккумулятора. Батарея способна бесперебойно работать и сохранять емкость в течение всего гарантийного срока, даже если ездить на авто круглый год.
Почему стоит рассматривать китайские электрокары
По данным «Ренессанс страхование» по продажам среди электрокаров первое место занимает бренд Zeekr, а среди гибридных — Lixiang. В целом китайские электромобили занимают 80% рынка. При этом большинство «электричек» и «гибридов» завозится в Россию по параллельному импорту. Но несмотря на это, люди голосуют за них рублем.
Причин такой популярности несколько:
1. Выросшее качество при доступной цене. Около 15 лет назад китайские автомобили в России стоили относительно дешево, но считались не самыми красивыми и надежными. Сейчас все изменилось: машины выпускают из качественных материалов, оснащают продвинутыми системами безопасности, над экстерьером работают именитые дизайнеры. А стоят «китайцы» дешевле электромобилей такого же класса из других стран.
2. Наличие всех необходимых опций. Китайские электрокары полностью закрывают потребности своей целевой аудитории. Например, на гибридный Lixiang часто пересаживаются с BMW и Mercedes Benz, так как «китаец» не уступает им ни по комфорту, ни по оснащению.
3. Надежность и долговечность. Тезис о том, что китайские автомобили способны конкурировать с машинами японских и европейских марок, подтверждает и наличие б/у машин в продаже. Вторичный рынок китайских авто развивается, а это значит, что они могут служить не один год.
Я думаю, самые надежные китайские электромобили для эксплуатации в России — те, которые катаются у нас и используются. Это Lixiang, Zeekr, BYD.
Кирилл Warpathавтоблогер
Миф о том, что после аварии «китаец» превращается в кирпич, давно устарел. Сегодня в России есть сервисы, где собирают, чинят, прошивают китайские автомобили. Найти, где отремонтировать авто, несложно. А если есть каско, то даже искать сервис не придется — ремонт организует страховая компания. В «Ренессанс страхование» можно застраховать электромобиль и не переживать из-за возможных происшествий.
Есть некоторые трудности с доступностью запчастей, особенно для новых моделей. Проблемы связаны с логистикой и масштабированием поставок. Но с ростом популярности китайских электромобилей дилеры постепенно расширяют ассортимент запчастей и количество сервисов.
Современные китайские электромобили могут преодолевать до 700 км на одном заряде. Это делает их удобным не только для городских поездок, но и для дальних путешествий. По прогнозам экспертов в будущем дальность хода увеличится, а время зарядки сократится.
Узнайте больше о том, чем еще хороши электрокары из Китая и какие перспективы развития электротранспорта в России видят эксперты, в видео на YouTube-канале «Ренессанс Страхование».