ОСАГО и техосмотр 2024 году: нужен ли и кому

Правила прохождения техосмотра для разных категорий автомобилистов не раз менялись. Рассказываем, какие правила актуальны сейчас, обязательно ли проходить проверку, чем грозит отсутствие диагностической карты и выдадут ли без нее полис ОСАГО.

ОСАГО
107
ОСАГО и техосмотр 2024 году: нужен ли и кому
Главная/Медиа/ОСАГО и техосмотр 2024 году: нужен ли и кому

Зачем проходить техосмотр

Осмотр и тестирование автомобиля помогают понять, насколько он безопасен. Проверка на СТО позволяет вовремя обнаружить неполадки в работе авто и его узлов, устранить их и предотвратить возможные происшествия.

ГИБДД может остановить водителя при подозрении на неисправность автомобиля и запретить ему продолжать движение до устранения неисправностей. Например, если заметит отсутствующие фары в темное время суток или стеклоомыватели во время дождя. Водителю выпишут штраф 500 рублей за эксплуатацию технически неисправного автомобиля. Также он будет вынужден потратиться на вызов эвакуатора и доставку машины до места ремонта.

Что осматривают на ТО

В первую очередь сотрудник СТО сверяет VIN в ПТС и на деталях автомобиля.

Затем специалист приступает к диагностике следующих узлов автомобиля:

  • тормозной системы — проверяет эффективность торможения, диагностирует утечки сжатого воздуха и тормозной жидкости, оценивает целостность деталей и шлангов;
  • системы двигателя — замеряет содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах, проверяет работоспособность запорных механизмов, диагностирует подтекания топлива;
  • рулевого управления — оценивает ход поворота руля, проверяет целостность элементов системы;
  • световых приборов — тестирует устройства освещения и световой сигнализации в разных режимах;
  • стеклоочистителей и стеклоомывателей — проверяет их наличие и работоспособность;
  • шин и колес — осматривает крепления, протектор, ободья колес, проверяет покрышки на соответствие требованиям;
  • стеклянных элементов — осматривает стекла на предмет трещин, измеряет уровень светопропускания.

Также в ходе техосмотра проверяют работоспособность системы обогрева, замков, фиксирующих устройств сидений, аварийных выключателей и других комплектующих авто. Наличие в авто аптечки и огнетушителя сотрудников пункта больше не интересует.

Несмотря на большое количество пунктов в чек-листе, техосмотр занимает около 30 минут.

После проведения проверки специалист СТО заполняет диагностическую карту, вписывает в нее найденные дефекты и неисправности. Если в ходе ТО были обнаружены поломки, автомобилист должен будет отремонтировать машину и пройти техосмотр снова. Если приехать на повторную проверку в течение 20 дней, цена будет ниже, так как осматривать будут только те узлы, которые не прошли проверку в прошлый раз.

Диагностическую карту на руки сейчас не выдают, в 2022 году она стала электронной. Сведения о пройденном техосмотре сразу вносят в электронную базу.

До технического осмотра авто и после специалисты делают фотографии машины и сотрудника, оформившего диагностическую карту. Эти фото сохраняют вместе с результатами техосмотра.

Рассчитайте страховку

Узнайте цену страховки прямо здесь
Перейти в калькулятор

Рассчитайте страховку

Узнайте цену страховки прямо здесь
Перейти в калькулятор

Кому нужен техосмотр

По состоянию на 2024 год обязательный техосмотр для собственников легковых авто, использующих личный транспорт в некоммерческих целях, отменен. У этой категории автомобилистов инспекторы ГИБДД больше не проверяют диагностическую карту при остановке для проверки документов. Тем не менее карта с отметкой о своевременно пройденном техосмотре может понадобиться физическому лицу, если:

  • автомобилю больше 4 лет и он впервые ставится на учет;
  • нужно зарегистрировать купленное, полученное в дар или наследство авто возрастом старше 4 лет;
  • необходимо зарегистрировать изменение конструкции машины.

Обязательным техосмотр остался для юридических лиц и ИП, использующих легковой транспорт для пассажирских перевозок, грузоперевозок и в других коммерческих целях.

Юрлицам и физлицам нужно обязательно получать диагностическую карту на грузовые авто и автобусы.

С какой периодичностью нужно проверять авто

Частота проведения техосмотра зависит от собственника транспорта, типа и возраста машины. Посмотреть, как часто нужно пригонять автомобиль на осмотр, можно в таблице.

Тип транспорта

Владелец транспорта

Возраст ТС (лет)

Интервал между ТО (месяцев)

Легковой

Физическое лицо

4–10

24

Легковой

Физическое лицо

>10

12

Легковой

Юридическое лицо

4–10

24

Легковой

Юридическое лицо

>10

12

Прицепы и полуприцепы более 3,5 тонн

Юридическое лицо

4–10

24

Прицепы и полуприцепы более 3,5 тонн

Юридическое лицо

>10

12

Легковое такси

Неважно

<5

12

Легковое такси

Неважно

>5

6

Грузовики менее 3,5 тонн

Неважно

4–10

24

Грузовики менее 3,5 тонн

Неважно

>10

12

Грузовики более 3,5 тонн

Неважно

<5

12

Грузовики более 3,5 тонн

Неважно

>5

6

Грузовики для перевозки людей от 8 мест

Неважно

<5

12

Грузовики для перевозки людей от 8 мест

Неважно

>5

6

Грузовики, перевозящие опасные грузы

Неважно

Любой

6

Автобусы

Неважно

<5

12

Автобусы

Неважно

>5

6


Возраст автомобиля определяется по дате, указанной в ПТС.

Первый осмотр для легкового автомобиля проводится спустя 4 года с даты выпуска. До достижения машиной 10-летнего возраста ТО проводится раз в 2 года, в дальнейшем — раз в год. Интервал между техосмотрами для прицепов, полуприцепов и грузовиков малой грузоподъемности такой же.

Машины такси, автобусы и грузовые авто не старше 5 лет должны осматриваться ежегодно. Транспорт этих категорий по прошествии 5 лет с даты выпуска проверяется на пункте техосмотра раз в полгода.

Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны проходить ТО раз в год, вне зависимости от даты производства ТС.

Сколько стоит ТО

Минимальную стоимость техосмотра и методику ее расчета устанавливает Федеральная антимонопольная служба. Власти каждого региона могут самостоятельно индексировать цену на ТО и пользуются этим правом, поэтому в разных городах РФ стоимость техосмотра отличается.

В 2024 году минимальная ставка на ТО легкового авто составляет 1022 рубля, актуальную нужно уточнять у операторов техосмотра своего региона.

Как выбрать пункт техосмотра

Проводить осмотр автомобилей для оформления диагностических карт разрешается только аккредитованным организациям. Их перечень можно посмотреть на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Автомобилист может выбрать любого оператора из этого списка.

Что нужно для получения диагностической карты

Сотруднику пункта необходимо предъявить:

  • Паспорт владельца ТС. Если водитель не является собственником, ему нужна доверенность.
  • СТС и ПТС. Если ПТС электронный, достаточно будет показать сотруднику пункта только свидетельство.

Желательно помыть авто перед поездкой к оператору — так специалист сможет быстрее осмотреть машину.

Перед приездом в пункт лучше устранить дефекты, из-за которых автомобиль может не пройти ТО:

  • снять тонировочную пленку;
  • отремонтировать лобовое стекло с трещинами;
  • заменить резину, если у покрышек поврежден протектор;
  • отрегулировать фары;
  • устранить неполадки в работе других систем авто.

Есть ли штрафы за непрохождение ТО

Административную ответственность за отсутствие диагностической карты несут только те категории автомобилистов, у которых она должна обязательно быть по закону. Это владельцы грузовиков, автобусов, легковых машин, которые используются в такси, доставке и для других коммерческих перевозок.

За непрохождение техосмотра инспектор ГИБДД может оштрафовать водителя на 2000 рублей. Такой штраф могут выписывать раз в сутки. То есть автомобилиста могут штрафовать за одно и то же нарушение каждый день до тех пор, пока он не пройдет техосмотр.

Оштрафовать могут не только водителя, но и организацию, выпустившую на линию машину с непройденным ТО. В 2024 году штраф за отсутствие диагностической карты для компаний составляет 50 000 рублей.

Как оформить ОСАГО без техосмотра

К 2022 году все страховые компании исключили диагностическую карту из списка документов для оформления «автогражданки».

Отмена обязательного прохождения техосмотра для покупки полисов ОСАГО коснулась всех категорий автовладельцев. В 2024 году диагностическая карта не требуется водителям такси, собственникам коммерческого пассажирского и грузового транспорта.

Что будет, попасть в аварию без диагностической карты

Страховая компания не может отказать водителю в возмещения по ОСАГО, если он вовремя не оформил диагностическую карту. Вместе с тем она имеет право предъявить к автомобилисту регрессные требования — взыскать с него деньги, уплаченные пострадавшему в ДТП. Такое право возникает у страховщика при одновременном соблюдении двух условий:

  • Автомобилист, к которому предъявляются регрессные требования, — юридическое лицо или ИП, использующее транспорт для коммерческих перевозок. На владельцев личных автомобилей регресс по ОСАГО в случае непрохождения техосмотра не распространяется.
  • Водитель стал виновником ДТП из-за технической неполадки, которую могли бы выявить, если бы он вовремя прошел техосмотр. Перед предъявлением регресса страховая компания должна подготовить доказательства того, что предпосылкой к аварии стала неполадка в работе тормозной, рулевой, топливной или другой системы автомобиля, которую проверяют в ходе ТО.

Узнать больше об этом и других основаниях для регресса можно в статье 14 Закона об ОСАГО.

Можно ли пройти техосмотр в добровольном порядке

Водитель, который заботится об исправном состоянии автомобиля и всех его систем, может добровольно проходить ТО в любой аккредитованной организации по своему выбору с какой угодно периодичностью. Закон не запрещает это делать.

Какие бонусы полагаются тем, кто проходит техосмотр

Владельцы коммерческого транспорта, вовремя оформляющие диагностическую карту, защищены от штрафов за непрохождение техосмотра и возможного предъявления регресса по ОСАГО. Других бонусов для тех, кто добросовестно пригоняет машину на ТО, не предусмотрено.

МВД выступало с инициативой поощрять ответственных автовладельцев за прохождение техосмотра налоговыми льготами и скидками на обязательное страхование автогражданской ответственности. Такая мера помогла бы популяризовать внимательное отношение к состоянию авто среди автомобилистов и увеличить количество пунктов техосмотра, которых сейчас не хватает.

ФНС отказалась снижать транспортный налог для обладателей свежей диагностической карты, страховые компании тоже не приняли предложение. Поэтому пока все те, кто вовремя проходит ТО, платят налоги и покупают ОСАГО на общих основаниях.

Содержание
Зачем проходить техосмотр Что осматривают на ТО Кому нужен техосмотр С какой периодичностью нужно проверять авто Сколько стоит ТО Как выбрать пункт техосмотра Что нужно для получения диагностической карты Есть ли штрафы за непрохождение ТО Как оформить ОСАГО без техосмотра Что будет, попасть в аварию без диагностической карты Можно ли пройти техосмотр в добровольном порядке Какие бонусы полагаются тем, кто проходит техосмотр

Подпишитесь на рассылку

Регулярно получайте самые полезные материалы по страхованию и не бойтесь пропустить что-то важное