Подготовьтесь заранее
Алгоритм действий при наступлении страхового события вы найдете минимум в двух документах: полисе и правилах страхования. Обычно буклет с правилами выдают при заключении договора. Также его несложно найти в интернете — страховщики размещают такие документы на своих сайтах и вдобавок к этому создают специальные разделы, где рассказывают, что нужно делать.
Важно:
- уже при заключении договора страховой защиты квартиры или дома четко понимать, на какие события распространяется его действие;
- заранее выяснить, куда обращаться, если вас затопили соседи или дача пострадала от пожара, и в течение какого времени надо уведомить страховую компанию о том, что произошло.
Что сделать в первую очередь
Порядок действий собственника городского жилья или загородной недвижимости при наступлении страхового случая один и тот же.
Надо постараться уменьшить ущерб — в некоторых случаях это может быть прописано в условиях договора как прямая обязанность страхователя. При этом не нужно рисковать жизнью и здоровьем. Сначала убедитесь, что с близкими все в порядке, а затем попробуйте спасти застрахованное имущество, вынести из квартиры ценности. Обратитесь за помощью к соседям. Если какое-то имущество пострадало, оставьте его в этом виде, пока его не осмотрят эксперты. Не надо изменять картину происшествия, если только это не нужно сделать для безопасности людей или уменьшения размера ущерба.
Также необходимо оповестить компетентные органы о том, что произошло:
- в случае кражи, грабежа или разбоя надо обратиться в полицию;
- если произошел пожар, нужно связаться с государственной противопожарной службой;
- если вас залили соседи, прорвало канализацию или квартиру затопило по какой-то другой причине, звоните в аварийную службу управляющей компании, ремонтно-эксплуатационное управление и прочие подобные организации;
- при стихийных бедствиях надо обратиться в подразделение МЧС или гидрометеорологическую службу.
Сфотографируйте повреждения. Составьте перечень пострадавшего имущества.
Как и когда обращаться к страховщику
Обратиться к страховщику и сообщить ему о том, что произошло, нужно в течение 24 часов с момента обнаружения ущерба. Выходные и праздничные дни не считаются, то есть, если соседи затопили вас утром в субботу, можно уведомить страховщика об этом утром, днем и даже вечером понедельника. Сделать это можно разными способами, но самый простой вариант — позвонить на горячую линию, которая обычно работает круглосуточно. Оператор ответит на вопросы и расскажет, что делать дальше.
Обычно необходимо подать страховщику заявление — оно оформляется на бланке установленной формы, а если вы подаете его через интернет, надо просто заполнить онлайн-форму. В заявлении надо рассказать, что произошло. К нему нужно приложить документы, которые подтверждают факт ущерба, его причины и размер.
Практически любой случай страховщики могут урегулировать дистанционно. Единственное исключение — пожар. Если дом сгорел, страховщик наверняка направит своего специалиста, чтобы он осмотрел место происшествия. В других ситуациях тоже может понадобиться экспертиза, чтобы оценить размер ущерба и исключить вероятность мошенничества. Поэтому страхователь должен допустить экспертов к осмотру пострадавшего имущества.
Какие документы понадобятся
Список документов зависит от того, что именно произошло:
- кража, грабеж, разбой — постановление о возбуждении уголовного дела, протокол либо постановление по делу об административном правонарушении;
- пожар или взрыв — протоколы, акты, заключения, подготовленные противопожарным подразделением МЧС;
- залив — акты или справки аварийщиков, в которых указывается причина случившегося;
- стихийное бедствие — акты или заключения подразделения Гидрометцентра (Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или МЧС, действующего в вашем регионе), другая документация, в которой содержатся сведения о событии.
Обязательно надо предоставить список имущества, которое пострадало.
Страховщик может запросить дополнительные документы, по которым можно уточнить стоимость годных остатков имущества: договоры купли-продажи, чеки, платежные поручения, акты приема-передачи.
Когда вам могут отказать
Страховщик может отказаться компенсировать ущерб, если:
- вы слишком поздно уведомили его о случившемся событии и не подали заявление в установленные сроки;
- риск не включен в полис;
- страхователь не соблюдал условия договора: например, не хранил ценности в сейфе;
- событие произошло по вине страхователя, в том числе по неосторожности: например, человек забыл выключить утюг или в состоянии алкогольного опьянения заснул на диване с тлеющей сигаретой в руке.
Если отказ вы считаете неправомерным, пишите страховщику претензию. Он обязан предоставить письменный мотивированный ответ и удовлетворить ваши требования частично либо полностью, но может опять отказать. После этого оспорить его позицию можно в суде.
Если же у страховщика нет к вам вопросов, вы получите компенсацию ущерба. Она не может быть больше лимита, указанного в полисе. Срок выплаты указывается в договоре, его нарушение также является основанием для подачи претензии и дальнейшего обращения в суд.
При оформлении договора защиты имущества рекомендуем попросить памятку страхователя и правила страхования. В них обычно перечислен порядок действий, которому нужно следовать при страховом событии. Выполняйте эти требования оперативно, с максимально возможной четкостью, чтобы получить полагающиеся вам выплаты.