Что такое ОСГОП
Полис ОСГОП защищает ответственность перевозчика за возможный вред здоровью и имуществу пассажиров, который он может нанести во время движения. Если общественный транспорт попадет в ДТП и пострадают люди, они смогут получить компенсацию от страховой компании.
Какие перевозчики обязаны страховать ответственность
Согласно Федеральному закону 14.06.2012 N 67-ФЗ, оформлять страховку должны компании, которые занимаются пассажирскими перевозками на любых видах транспорта, включая:
- автобусы и микроавтобусы;
- пригородные электрички и поезда дальнего следования;
- трамвай, в том числе скоростной;
- троллейбус;
- речной и морской транспорт;
- самолет.
В сентябре 2024 года страховка стала обязательной для перевозчиков такси.
При этом перевозки коммерческим транспортом предприятия не страхуются, если транспортные средства используются только для развозки работников.
Когда и как действует ОСГОП
ОСГОП гарантирует пассажиру возмещение, если во время перевозки будет причинен вред его имуществу или здоровью.
Пассажир заключает с перевозчиком договор перевозки в тот момент, когда входит в транспорт, даже если еще не оплатил проезд. В этот же момент он становится застрахованным лицом. Действие договора прекращается, когда пассажир выходит из транспорта. Проще говоря, вы находитесь под страховой защитой с начала и до окончания поездки.
Какую компенсацию можно получить за травму в поездке
Максимальная страховая сумма по ОСГОП составляет 2 025 000 рублей — на эту столько застрахована жизнь каждого пассажира во время поездки. Здоровье застраховано на 2 000 000 рублей.
Размер компенсации зависит от тяжести травмы, которую получил человек в общественном транспорте во время ДТП. Максимальная компенсация (100% страховой суммы) полагается в случаях ухода из жизни и получения инвалидности I группы в результате происшествия.
Выплаты по травмам зависят от их тяжести и составляют определенный процент от лимита в 2 млн. Например, перелом орбиты глаза «оценивается» в 10% от страховой суммы или 200 000 рублей. Травматическая асфиксия — 7% (140 000 рублей). Перелом локтевого сустава — 3% (60 000 рублей). За тяжелые травмы полагаются крупные компенсации. Если после несчастного случая в транспорте пострадавшему удалили легкое, ампутировали руку или ногу, он получит больше 1 млн рублей. Точные суммы по каждой травме можно посмотреть в постановлении правительства от 15.11.2012 № 1164.
Компенсация положена и при повреждении имущества, например, если в момент столкновения уроните и разобьете смартфон. Максимальное возмещение за имущественный ущерб — 23 000 рублей. Точная сумма зависит от стоимости и степени повреждения вещи.
Что делать, если травмировались в транспорте
Если в ДТП или другом происшествии на транспорте пострадали люди, на место происшествия должны вызвать полицию и скорую. Полицейские зафиксируют происшествие, а персонал СМП окажет помощь пострадавшим, при необходимости отвезет в больницу.
При легких травмах можно не дожидаться медиков, а самостоятельно обратиться в травмпункт, но сделать это нужно сразу. Если прийти к врачу через пару дней, может возникнуть спор с перевозчиком. Придется доказывать, что вред здоровью получили именно в транспорте, а не где-то еще, запрашивать видео с камер и искать свидетелей. Проще сразу получить медицинскую справку, чтобы вопросов у перевозчика не возникало. В травмпункте нужно сказать, что вы травмировались в ДТП.
После выздоровления медицинское учреждение выдает справку с указанием диагноза. Если вред здоровью серьезный, пострадавшего направляют на медико-социальную экспертизу.
Как получить возмещение по ОСГОП
Лечение после ДТП может затянуться на несколько недель или даже месяцев, поэтому предельный срок обращения за компенсацией не установлен.
Для получения денежных средств нужно обращаться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность перевозчика. Узнать, где оформлена страховка, можно на портале Национального союза страховщиков ответственности через сервис «Проверка полиса».
Страховщику нужно предоставить:
- медицинские документы — выписку из травмпункта, поликлиники или больницы, заключение МСЭ (если проводилась экспертиза);
- документ о происшествии на транспорте — его можно запросить у перевозчика или в ГИБДД;
- протокол о правонарушении или постановление о возбуждении уголовного дела (если имеются);
- заявление — образец предоставит страховая компания;
- документ, подтверждающий право на представление интересов получателя компенсации, — нужен, если за выплатой обращается не сам пострадавший.
Билеты и другие документы, указывающие на факт поездки, не понадобятся.
В случае с повреждением имущества в поездке действовать нужно так же, только вместо медицинских справок необходимо подготовить документы, подтверждающие стоимость имущества и его восстановления. Например, чек о покупке телефона и квитанцию из мастерской, где меняли разбитый экран.
Страховщик рассмотрит заявление и выплатит возмещение в течение 30 дней.
Как быть, если у перевозчика не было страховки
Некоторые предприниматели в сфере пассажирских перевозок нарушают требование закона и не оформляют обязательный полис. Если страховки у перевозчика не оказалось, он сам несет ответственность за ущерб пассажиру — за компенсацией нужно обращаться к нему.