— Привет, Илья. Можешь, пожалуйста, немного рассказать о себе и своем опыте с электромобилями?
— Меня зовут Илья Каменский. Я КМС по автоспорту, призер ЧР и КР по автомобильно-кольцевым гонкам, сертифицированный инструктор школы Porsche, шеф-инструктор гоночной школы. Имею опыт вождения гибридов и электромобилей в городском режиме и на гоночном треке.
— Насколько вообще разительно отличается электромобиль от обычного авто с точки зрения конструкции? В чем эти отличия заключаются?
— По сути, автомобиль с электродвигателем — это такой же автомобиль с ДВС, к каким мы привыкли. Самые значимые отличия — низкий центр тяжести, большая масса, отсутствие звука из выхлопной системы. Низкий центр тяжести положительно влияет на управляемость автомобиля при поворотах. Большая масса негативно влияет на торможение при большой скорости и при езде на покрытиях с низким коэффициентом сцепления, так как необходим больший тормозной путь. Отсутствие звука сказывается на безопасности, так как пешеходы и другие участники движения вас просто не слышат и могут не заметить.
— Как конструктивные особенности электрокаров отражаются на их управлении? Можно ли без подготовки и безболезненно пересесть с ДВС на электрокар?
— Электромобилю не нужно много времени, чтобы раскрутить двигатель внутреннего сгорания до максимальных оборотов и тем самым быстро ускориться. Электромобилю доступны моментально все 100% крутящего момента – разгон получается, как у спортивного мощного автомобиля.
При отсутствии привычного нам звука выхлопной системы на электрокаре вы можете попасть в ловушку — будет казаться, что вы медленно разгоняетесь и едете, допустим, 80 км/ч, а на самом деле скорость будет больше 160 км/ч.
Илья КаменскийКМС по автоспорту
При этом законы физики никто не отменял: чтобы остановить автомобиль с большой массой вам понадобится больший тормозной путь и больше времени.
— Как вообще водителю подготовиться к езде на электрокаре? И стоит ли брать электрокар как первый автомобиль?
— Да, электрический автомобиль, конечно, можно брать как первый автомобиль. Но рекомендую выбрать не самый мощный из доступных на рынке, а, наоборот, электромобиль с небольшой мощностью.
— Как правильно вести себя при старте и разгоне, если электромобиль значительно мощнее обычного?
— Так же, как и при покупке первого мощного автомобиля: будьте внимательны и осторожны, не используйте сразу весь его потенциал по мощности и разгону. Хороший совет: пройти курс контраварийного вождения — это очень поможет понять особенности авто и адаптироваться к новому мощному автомобилю. Понять его особенности не по описанию или отзывам в интернете, а на специальной подготовленной площадке или гоночном треке.
— Есть информация, что в процентном отношении электрокары чаще провоцируют аварии, чем обычные авто с ДВС. Илья, какие рекомендации по технике безопасности вождения ты мог быть дать новоиспеченным владельцам электрокаров?
— В любой нештатной ситуации электрокар ведет себя так же, как аналогичный мощный автомобиль с ДВС. Учитывайте тип привода вашего автомобиля и регулярно, не менее двух раз в год занимайтесь на площадке контраварийном вождением. Этот совет на самом деле простой, но очень важный. Перед зимним и летним сезонами уделите внимание улучшению ваших навыков на специальном треке. Достаточно 2-4 часов.
На площадке вы сможете это сделать с отключенной системой стабилизации, но крайне не рекомендую делать это в городе.
Узнайте стоимость полиса каско для вашего автомобиля

Узнайте стоимость полиса каско для вашего автомобиля

— А как реагировать водителям топливных авто на присутствие электрокара в потоке? Стоит ли как-то адаптироваться под эту ситуацию?
— Помним, что звука из выхлопной системы нет. Электрокары быстрые, но очень тихие. Будьте внимательны и соблюдайте скоростной режим, плавно перестраивайтесь. Это очень часто позволяет избежать ДТП даже в аварийных ситуациях на дорогах общего пользования, так как у вас и у других участников движения есть запас времени на предотвращение аварии.
— На какое количество времени хватает одной зарядки аккумулятора? И достаточно ли сейчас развита инфраструктура для обслуживания электрокаров?
— Насколько быстро разряжается ваш электрокар, в большей степени зависит от вашего стиля управления. На гоночном треке заряда не хватит и на половину дня. При спокойном городском движении заряда хватает на 250 — 500 км. Ждем новое поколение батарей, которые смогут обеспечить пробег более 800 км на одном заряде. В ближайшие пару лет такие технологии должны прийти на массовый автомобильный рынок.
Я бы не рассчитывал на городскую инфраструктуру – думаю, что это крайне неудобно. Для владельца электромобиля гораздо комфортнее иметь зарядку в подземном паркинге, загородном доме или на парковке около офиса.
— Какого рода обслуживания требуют электромобили? Аналогичного с бензиновыми?
— Электрокары требуют к себе меньше внимания, так как отсутствует ДВС, не надо думать о замене масла и так далее. Меньше нагрузка на тормозную систему, так как электромобили используют рекуперацию при торможении. Это не относится к спортивным электрокарам на гоночном треке — там нагрузка остается очень высокой.
Но электромобили не так давно на рынке, и у многих моделей есть «детские» технические болячки, что отнюдь не радует водителей.
— Давай подытожим, Илья. Какой совет ты бы хотел дать автолюбителю, собирающемуся пересаживаться с ДВС на электрокар?
— Проанализируйте, сколько км в день вы проезжаете? Есть ли у вас возможность установить зарядку в офисе и дома? Возьмите электромобиль на день на тест-драйв. Если пробег менее 250 км в сутки и есть возможность поставить электрозарядки плюс вы влюблены в электрокары — смело можете покупать электрокар. Неопытному водителю лучше приобрести или классический автомобиль с ДВС или не очень мощный электромобиль.
Если вы все же решитесь купить электромобиль мощностью от 600 до 1200 л.с., обязательно пройдите курс контраварийного вождения в спортивной гоночной школе.