«Ледниковый период»: что с рынком сейчас
В 2024 году российский авторынок демонстрировал рост: продажи новых легковых автомобилей выросли на 47% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 1,55 млн единиц. Эксперты и автоблогеры, в том числе Павел Блюденов, радовались позитивным настроениям:
Аналитики auto.ru проанализировали опубликованные объявления о продаже машин и обнаружили, что за первые 8 месяцев 2024 года средняя стоимость нового автомобиля уменьшилась на целый процент и составила чуть более 3,5 млн рублей. За год же стоимость новых автомобилей снизилась на более внушительные 6%. Так, год назад, в августе 2023, в среднем новая машина обходилась покупателю в 3,8 млн рублей.
Павел Блюденовавтоблогер
Но в этом году всё изменилось. Начало 2025-го сложилось для российского авторынка плохо. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и АО «ППК», в марте 2025 в России продали около 83 тысяч новых авто, включая привезенные по схеме параллельного импорта. Это на 45% меньше, чем в марте прошлого года.
Всего за первый квартал 2025 количество проданных новых автомобилей составило 254 тысячи, то есть на 26% ниже прошлогодних показателей за аналогичный период.
В рейтинге самых популярных марок лидирует Lada. На долю ведущего отечественного производителя в начале весны пришлось 77,3 тыс. (31%) проданных машин: падение меньше, чем в среднем по рынку. Среди иномарок в списке самых продаваемых оказался Haval: продано 31,2 тыс. штук. Третье место занимает Chery — 25,7 тысячи. За ними — тоже «китайцы»: Geely и Changan.
Продажи снизились и на вторичном авторынке. Но здесь падение менее существенное. В феврале 2025 б/у машин купили на 0,6% меньше по сравнению с февралем прошлого года. Самыми востребованными оказались: Lada (27,8%), Toyota (7,1%), Hyundai (5,1%), Kia (4,9%) и Volkswagen (4,6%).
В целом эксперты констатируют: авторынок России в 2025 замер. Продолжение этой тенденции может привести к кризису в отрасли.
Почему снизился спрос на машины
Экспертное сообщество выделяет несколько причин, почему падают продажи новых автомобилей в РФ в первые месяцы 2025:
- «кабальные» ставки в банках (от 30% годовых), из-за которых автокредиты стали практически недоступными большей части покупателей;
- снижение покупательской способности населения из-за общей экономической ситуации в стране;
- продолжающийся рост цен на те машины, которые есть на рынке, вслед за инфляцией и на фоне резкого увеличения утилизационного сбора;
- ограниченный выбор автомобилей из-за ухода западных брендов;
- выжидательная позиция автолюбителей, которые надеются на скидки и «возвращенцев» (возвращение привычных «европейцев» и «японцев»).
Узнайте стоимость полиса каско для вашего автомобиля

Узнайте стоимость полиса каско для вашего автомобиля

Что будет с авторынком в 2025–2026 году
На наших глазах 2025-й становится одним из самых худших годов в истории современного автомобильного рынка РФ. За последние 10 лет результаты первого квартала были более плачевными только в 2015-м (-36%).
Эксперты прогнозируют общее снижение продаж новых автомобилей в России по итогам года. При этом предусматривают три возможных сценария того, что будет с авторынком в 2025 году.
Оптимистичный сценарий
Если ситуация во второй половине года стабилизируется, продажи сократятся лишь на 5% — до 1,49 млн автомобилей. Этому может способствовать возвращение некоторых марок, улучшение условий кредитования и реализация отложенного спроса. При таком развитии событий рынок сохранит большую часть позиций 2024 года.
Пессимистичный сценарий
Если усилятся негативные факторы, продажи могут упасть на 20% — до 1,25 млн авто. Такое возможно, если экономическая неопределенность усилится, условия покупки станут еще хуже, а ожидания потребителей на «возвращенцев» не оправдаются.
Базовый сценарий
Продажи легковых автомобилей снизятся на 12% — до 1,38 млн машин (в 2024-м было 1,57 млн). Такой спад объясняется ростом цен на фоне увеличения утильсбора, снижением доступности автокредитов и общей осторожностью покупателей. Многие предпочитают отложить покупку и надеются на возвращение привычных брендов, а пока — просто хранят деньги в банках.
Чего ждать в 2026? Прогнозы пока сдержанные. Даже если в этом году всё пойдет по оптимистичному сценарию, восстановление рынка в следующем будет постепенным. Основными драйверами роста станут стабилизация экономики, развитие локального производства, расширение модельного ряда и государственные программы поддержки, например, льготное кредитование.
Если «пазл сложится», в 2026 году возможен умеренный рост на уровне 3–5%. А если рынок продолжит лихорадить, отрасль может войти в длительный кризисный период.
Cтоит ли сейчас покупать машину
Если есть срочная необходимость, например, машина нужна для регулярных поездок, и вы можете заплатить наличными — покупайте.
Если вы хотите купить новую машину, у вас есть два варианта: выбрать «китайца» или скрепя сердце раскошелиться на авто, в названии которого нет иероглифов.
Павел Блюденовавтоблогер
Больше подробностей — в полном видео с Павлом Блюденовым.
До сентября-октября 2025 — хорошее время для покупки авто, особенно китайского. На руку покупателям играет затоваривание дилерских складов. Продавцы готовы идти на уступки, им нужно реализовывать машины из избыточных складских запасов. Ведь расходы на хранение авто на складе «съедают» значительную часть дилерской прибыли. Поэтому дилеры вынуждены как можно быстрее распродавать автомобили 2023 и 2024 годов, привезенные еще до поднятия утильсбора. Отсюда — скидки, рассрочка и поддержка по программе трейд-ин.
Так, машины китайских марок с декабря 2024-го подешевели в среднем на 2−4% (на 100−300 тысяч рублей). А на отдельные модели — например, у Chery, Haval, Geely, — скидки уже достигают 1 млн рублей.
Но откладывать покупку на последние месяцы года не стоит. К тому времени продавцы будут вынуждены реализовывать авто, ввезенные уже в этом году, то есть оформленные по увеличившимся ставкам утильсбора. Значит, «свежие» модели подорожают.
Если решились на покупку, сразу продумайте и вопрос страхования машины. Наша компания страхует авто разных брендов, в том числе китайских. Можно оформить ОСАГО и каско онлайн за несколько минут.
Когда лучше подождать? Если в этом году вы можете обойтись без машины или на руках нет суммы, достаточной для полной оплаты. Возможно, в 2026 станет выгодной покупка авто в кредит — из-за ожидаемого снижения ключевой ставки Центробанка. Кроме того, на наш рынок могут начать возвращаться европейские и японские бренды, а это увеличит конкуренцию и окажет давление на цены.
Но нужно учитывать, что процесс возвращения может занять не один и не два года. При этом даже если привычные марки вернутся, они наверняка будут стоить в разы дороже «китайцев».