1. Помойте автомобиль
С наступлением теплых дней грязь и реагенты, вмерзшие в царапины, тают — появляются очаги коррозии. Поэтому подготовка авто к весне должна начинаться с тщательной комплексной мойки.
Лучше всего устроить «банные процедуры», когда противогололедные реагенты уже полностью смыты с дорог. Для этого желательно использовать специальный шампунь и аппарат высокого давления.
Мойте машину не только сверху: не забудьте про днище. В идеале стоит делать это на подъемнике. Также уберитесь в салоне и багажнике: вытащите запасную теплую одежду и всё то, что возили с собой в зимнем наборе. По обивке пройдитесь пылесосом.
Когда автомобиль высохнет, осмотрите кузов. Все замеченные сколы, трещины, царапины нужно обработать. С небольшими дефектами можно справиться с помощью автомобильного маркера или воскового карандаша. В остальных случаях лучше обратиться к профессионалам.
После того как машина полностью высохнет, сделайте полировку лакокрасочного покрытия.
2. Смените шины
По правилам дорожного движения с декабря по февраль разрешается использовать только зимние шины.
Это не значит, что в первый же день марта следует переходить на летнюю резину — может еще пойти снег.
Но не стоит пускаться и в другую крайность, продолжая ездить на зимних покрышках до лета. Шипованные шины нужно снять (до 1 июня) по закону, а липучки — по соображениям здравого смысла: на асфальте они будут разогреваться и провоцировать заносы автомобиля в поворотах.
В Москве менять зимнюю «обувку» на летнюю обычно начинают в конце марта. В Санкт-Петербурге и Поволжье — в начале апреля. А в уральских и сибирских городах — в конце апреля и начале мая.
Как понять, когда пора менять шины в вашем случае? Производители резины рекомендуют делать это, когда установится устойчивая среднесуточная температура +7 °C. Обратите внимание: если днем +7, а ночью 0, то среднесуточная температура равна 3,5 °C — «переобуваться» рано.
3. Отбалансируйте колеса перед установкой
Балансировка желательна, даже если у вас два комплекта колес на дисках. А вот при замене резины на одних дисках эта процедура обязательна.
У каждой шины свои особенности: после демонтажа установить ее в предыдущее положение не получится. Если не отбалансировать колеса, резина начнет изнашиваться неравномерно, появятся биения в руль — из-за них есть риск потерять управление во время вождения.
Гибкий ОСАГО: оформляйте хоть на месяц, хоть на год

Гибкий ОСАГО: оформляйте хоть на месяц, хоть на год

4. Проверьте аккумулятор и электрику
Зимой АКБ подвергается большим нагрузкам: тяжелее запускать двигатель, чаще используется электрика (обогрев салона, фары и так далее).
Когда готовите машину к теплому сезону, проверьте аккумулятор, чтобы своевременно выявить дефекты. Для проверки его лучше снять, а заодно очистить и зарядить.
- В обслуживаемых аккумуляторных батареях проверяют плотность и уровень электролита. Если плотность высокая, жидкость разбавляют дистиллированной водой.
- В необслуживаемых АКБ достаточно посмотреть на индикатор состояния и проверить, нет ли подтеков.
Нужно также проверить электропроводку, состояние свечей зажигания — следует очистить их и заменить, если отслужили своё. Затем проверьте, не окислились ли контакты.
Осмотрите генератор: если есть вибрация или гул при холодном пуске, возможно, нужен ремонт подшипников или обмотки.
5. Продиагностируйте подвеску и рулевое управление
После зимы ходовая часть нуждается в особом внимании. Снег, реагенты, перепады температур и ямы на дорогах — все это негативно сказывается на состоянии подвески и рулевой системы.
Проверьте состояние амортизаторов, сайлент-блоков, шарнирных соединений.
Обратите внимание на пыльники: если порваны, замените. Иначе в узлы начнут попадать грязь и влага, пыльники выйдут из строя — придется покупать новый ШРУС.
Если на поверхности резинотехнических (пластиковых) деталей подвески есть разрывы, трещины, сколы, замените и их. А узлы, предусматривающие смазку, обработайте соответствующими составами.
6. Оцените состояние тормозной системы
Влага, реагенты и перепады температур ухудшают работу тормозной системы.
- Начните проверку с тормозной жидкости. Она имеет свойство вбирать в себя влагу из воздуха. А при частом и активном торможении, когда детали системы нагреваются, влага испаряется — тормозная жидкость утрачивает свойство несжимаемости и перестает передавать давление на колодки. Если жидкость темная или вы давно ее не меняли — сейчас самое время.
- Осмотрите тормозные механизмы. Проверьте толщину колодок и состояние тормозных дисков — изношенные элементы снижают эффективность торможения и приводят к перегреву. Обратите внимание на шланги и патрубки, которые могли разъесть реагенты: если есть трещины или повреждения, элементы нужно заменить.
- Проверьте суппорты. Осмотрите манжеты, поршни и направляющие. Если детали закисли или изношены, замените их. Направляющие и контактные поверхности смажьте — это нужно для плавного движения и защиты деталей от коррозии.
7. Проверьте систему охлаждения
Чтобы не попасть на капитальный ремонт двигателя из-за перегрева, проверьте работу следующих элементов:
- датчиков температуры;
- водяного насоса;
- термостата;
- радиатора охлаждения;
- вентиляторов.
Оцените состояние антифриза. Проверьте, не загрязнены ли соты радиаторов кондиционера и охлаждения. Из-за таких загрязнений может быстро повышаться температура двигателя, когда стоите в пробке.
Климатическую систему желательно прочистить парогенератором — с паром проще убрать скопившуюся грязь и неприятные запахи.
8. Замените фильтры и масла
За зиму воздушный и салонный фильтры часто засоряются. По этой причине в воздушном фильтре возрастает сопротивление потоку воздуха, снижается качество топливно-воздушной смеси, растет расход топлива. Забитый грязью салонный фильтр плохо очищает поступающий в машину воздух и может спровоцировать аллергию у чувствительных людей. Перед теплым сезоном стоит заменить эти фильтры.
По регламенту залейте в двигатель новое масло — лучше более стойкое к перегреву.
За зиму продукты износа из старого масла накапливаются в масляном фильтре, поэтому его тоже следует заменить.
Также проверьте и замените при необходимости жидкости и масла в коробке передач, редукторах, дифференциале.
9. Замените омывайку и дворники
Про сезонную замену стеклоомывающей жидкости забывают редко: зимняя напоминает о себе резким запахом. Но все же напоминаем: замените ее летним составом.
Проверьте состояние стеклоочистителей. После чистки обледеневшей поверхности рабочая кромка дворников теряет форму. Из-за этого щетки оставляют полосы на стекле. Заметили такое — купите новые.
Бонус: рекомендация, где хранить автомобиль весной
Многие считают, что в период весенней распутицы лучше держать автомобиль в теплом гараже: сухо, чисто, нет осадков и прямых солнечных лучей. Но в таком помещении редко бывает устроена активная вентиляция. Поэтому на кузове могут образоваться очаги коррозии. Происходит это так: когда машина заезжает в теплый гараж, налипший снег тает, жидкость скапливается в царапинах, а когда авто выезжает — повторно замерзает и расширяется, разрушая ЛКП.
Под открытым небом автомобиль хорошо проветривается, поэтому элементы кузова меньше подвергаются коррозии. Но из-за постоянного воздействия солнца может страдать краска. А лак, фары и стекла из-за частой чистки от снега могут покрыться микроцарапинами.
Идеальный вариант — хранить авто весной на уличной стоянке под навесом или крытом паркинге с исправной принудительной вентиляцией. В таких условиях машина защищена от осадков и влажности, краска не выгорает, быстрее высыхают все поверхности — и кузов, и пороги, и днище.