Как получить компенсацию по ОСАГО
Если произошло ДТП, важно сделать все правильно:
-
Остановиться, включить аварийку, вызвать ГИБДД или оформить происшествие по европротоколу.
-
При первой возможности сообщить об аварии в страховую компанию.
-
Написать заявление и приложить к нему подтверждающие справки (постановление или определение от ГИБДД, либо извещение, если оформляли происшествие в упрощенном порядке.
В большинстве случаев можно обращаться к своему страховщику, но иногда нужно писать заявление в страховой компании виновника. Все зависит от обстоятельств происшествия:
-
Ваша страховая компания сможет вам выплатить страховку по ДТП, если ОСАГО оформлено у всех участников происшествия, авария была контактной (транспортные средства столкнулись), не пострадало другое имущество кроме авто, никому из участников не потребовалась медицинская помощь. Если ДТП соответствует всем этим требованиям можно обращаться за возмещением в свою страховую компанию.
-
К страховщику виновника аварии нужно обращаться, если в ДТП пострадали люди или повреждено другое имущество, например, остановочный пункт или дорожное ограждение. Также в страховой компании виновника происшествия можно получить возмещение, если авария была бесконтактной. Например, если водитель нарушил ПДД и подрезал пострадавшего, а тот, уходя от столкновения, влетел в ограждение.
В любом случае после аварии можно связаться со своей страховой компанией, проконсультироваться со специалистом и узнать, что делать дальше.
Когда должны перечислить деньги
Срок рассмотрения страхового случая по ОСАГО, организации осмотра авто, принятия решения по событию и перечисления выплаты установлен в законе «Об ОСАГО». Согласно этому документу страховая компания обязана:
-
В течение 3 дней проверить предоставленные документы и заявление, если каких-то бумаг не хватает — сообщить об этом автомобилисту.
-
В течение 5 рабочих дней после получения заявления организовать осмотр или экспертизу поврежденной машины.
-
В течение 20 дней (за исключением праздничных нерабочих дней) после получения пакета документов и заявления принять решение по страховому случаю, перечислить выплату или предоставить мотивированный отказ с указанием причин.
Срок поступления средств на карту зависит от банка. В большинстве случаев деньги приходят на счет в тот же день, когда страховая компания перечислила выплату. Но иногда перевод может задержаться.
Также задержка возможна, если у страховой компании и пострадавшего не получилось договориться о дате и времени осмотра авто в течение 5 рабочих дней. Тогда страховщик может продлить срок рассмотрения страхового события, но не более чем на 20 дней.
Еще одна причина возможного увеличения срока выплаты страхового возмещения — подача заявления незадолго до долгих государственных праздников. Например, если автомобилист попал в ДТП 30 декабря 2024 года и обратился в страховую компанию 31 декабря, предельный срок рассмотрения сдвинется на 6 дней, так как дни с 1 по 3 и с 6 по 8 января относятся к праздничным нерабочим.Сколько могут выплатить по ОСАГО
Предельный размер компенсации от страховой компании установлен в законе «Об ОСАГО». В 2024 году он составляет:
-
500 000 рублей за вред жизни и здоровью каждому потерпевшему;
-
400 000 рублей за ущерб имуществу, в том числе автомобилю.
Все страховые компании рассчитывают размер выплаты по единой методике, разработанной Центробанком. При вычислении компенсации за повреждение машины учитывают амортизацию деталей автомобиля, среднюю стоимость работ и запчастей для ремонта по специальным справочникам. Размер выплаты за вред здоровью зависит от тяжести травмы и рассчитывается по нормативам, утвержденным Постановлением Правительства.
В каких случаях страховая компания может отказать
Страховщик по закону имеет право не выплачивать возмещение, если:
-
у виновника ДТП на момент аварии не было действующего полиса ОСАГО, в том числе если у страховки истек срок действия или она оказалась поддельной;
-
происшествие оформили неправильно, например, составили европротокол, несмотря на то, что в аварии пострадали люди;
-
пострадавший предоставил неполный комплект документов по происшествию, например, не передал бумаги от ГИБДД.